Закрыть ... [X]

Стих о мостах и реке


Петербург неслучайно часто сравнивают с Венецией – только этот европейский город способен соперничать с Северной столицей по количеству каналов, островов и мостов. И если в первых двух случаях город на Неве немного уступает солнечной Венеции, то в последнем – он является безоговорочным чемпионом. Так, в Петербурге и его реке пригородах можно насчитать ни много ни мало 800 мостов – вряд ли хоть кто-нибудь из горожан может похвастаться тем, что может перечислить на память названия хотя бы половины из них! Мы также не будем браться за эту безнадежную затею – вместо этого мы расскажем вам о наиболее интересных мостах, пересекающих самые известные водные артерии Петербурга. Так, например, сегодня мы поговорим о двух мостах реки Фонтанка – Пантелеймоновском и Аничковом.

Пантелеймоновский мост


Когда вы будете гулять по центру города в районе Летнего сада, не откажите себе в удовольствии и пройдите по одному из самых «нарядных» мостов Фонтанки – Пантелеймоновскому мосту. Автора его архитектурного оформления, Л.А.Ильина, действительно, сложно упрекнуть в экономии на декоре: львиные маски, пальметты, изображения мечей, пик и щитов с барельефами медуз...И это уже не говоря об использовании бронзировки и покрытии сусальным золотом отдельных элементов оформления.


Однако Пантелеймоновский мост в таком виде украшает Фонтанку только с 1911 года, до 1907 года на его месте находился цепной мост под тем же названием. Современники чаще называли его более коротко – просто Цепным – он стал первым мостом подобного типа через Фонтанку. По красоте он ничуть не уступал (если не превосходил его) современному Пантелеймоновскому мосту: перильные ограждения «россиевского» рисунка, фонари на цепях в порталах арки, позолоченные розетки на стыках звеньев цепей, львиные маски, через пасти которых были пропущены главные цепи.


Даже его главный недостаток – мост из-за особенностей своей конструкции как будто «танцевал» под ногами прохожих – пришелся по душе горожанам. Вот как, например, отзывалась об этом петербургская художница А.П. Остроумова-Лебедева: «Очень любила я идти по цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь».

«Цепной мост», картина А.П.Остроумовой-Лебедевой

Цепной мост оставил свой след и в городском фольклоре благодаря своему соседству с «III отделением Собственной Его Величества канцелярии» – с 1826 года в число обязанностей этой организации вошел политический розыск. Поэтому совсем неудивительно, что в 70-е годы XIX века в народе был популярен вот такой стих: «У царя (у) нашего верных слуг довольно: вот хоть у Тимашева высекут пребольно. Влепят в назидание так ударов по сто, будешь помнить здание у Цепного моста».


К сожалению, в начале века мост решили разобрать – в качестве официальной причины озвучив необходимость закладки трамвайных путей. Известный художник А.Н Бенуа и его друзья пытались, как могли, спасти всеми горячо любимый Цепной мост – ходили по различным инстанциям, писали письма, предлагали передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве – но, к сожалению, в 1907 году мост был все-таки разобран. К слову, трамвайные пути в том месте так и не были проложены – вот так город лишился одного из самых красивых своих мостов.

Аничков мост


В 1715 году Петр I издал указ: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» – и уже к маю следующего года воля первого русского императора была претворена в жизнь. Конечно, в построенной переправе в те времена еще даже не угадывались черты современного Аничкового моста – потребовалось по меньшей мере 125 лет и несколько капитальных перестроек, чтобы в 1841 году горожане получили, наконец, возможность любоваться его изысканной красотой.


«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!», – вот так, например, высказался об этом уникальном мосте в первые годы его существования один из очевидцев.


Безусловно, главным украшением обновленного Аничкова моста стали установленные на нем конные скульптурные группы – «Укротители коней» П.К. Клодта. Первая группа – конь с идущим рядом юношей – была отлита из бронзы в 1839 году. Вторая группа – юноша, решительно схвативший коня под уздцы – в 1841 году. Что интересно, скульптуры, установленные на восточной стороне моста, несмотря на свою полную идентичность с «укротителями» на западной стороне, никак не могли прижиться надолго – их постоянно заменяли гипсовыми копиями. В первый раз их даже не успели установить на пьедесталы – Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Во второй раз они были подарены королю обеих Сицилий в знак благодарности за гостеприимство, которое он оказал путешествующей по Италии русской императрице. Впоследствии клодтовские кони появились также в Стрельне, Петергофе и московских Кузьминках, где располагалась усадьба Голицыных. Только в 1851 году на Аничковом мосту были установлены «постоянные» скульптуры. Клодт решил не повторяться и создать две совершенно новые лошадиные группы, таким образом, скульптурная композиция на мосту стала представлять собой, по сути, четыре стадии покорения коня.


Известно, что прототипом для знаменитых коней стал чистокровный арабский скакун Амалатбек, принадлежавший скульптору и отличавшийся особой непокорностью – Клодту с трудом, но все же удалось укротить его дикий нрав. В работе же скульптуру часто помогала его дочь – она садилась на коня и поднимала его на дыбы, а в это время отец быстро делал его зарисовки.


Клодтовские кони не только радовали глаз, но и вдохновляли на творчество. Так, Александр Блок посвятил им следующие строки: «Лошадь влекли под уздцы на чугунный мост. Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный храп сохранял на мосту навсегда... Все пребывало. Движенья, страданья – не было. Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья вечно застывший висел человек». Читаешь их и невольно вздрагиваешь – настолько живым и объемным получился образ коня у поэта.


В годы блокады, чтобы уберечь знаменитых коней Клодта от попадания снарядов, было принято решение спрятать их в саду Дворца пионеров (сейчас он называется садом Аничкового дворца). Сам мост, к сожалению, не смог избежать артналета – в результате его гранитные парапеты и перила получили значительные повреждения. После окончания войны власти города намеренно не стали реставрировать оставшийся на граните постамента скульптур след от осколков немецкого артиллерийского снаряда – так, Аничков мост превратился в еще один народный памятник блокады.


Источник: http://s-pb.in/stati/samie-interesnie-mosti-cherez-reku-fontanku


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Самые интересные мосты через реку Фонтанку - Дыхание Питера Детские песни с днем рождения веселые онлайн


Стих о мостах и реке Мосты: цитаты, высказывания, афоризмы - Жемчужины мысли
Стих о мостах и реке Стихи про мосты в Санкт-Петербурге - ЛЮБИМАЯ РОДИНА
Стих о мостах и реке Стихи о мостах Санкт-Петербурга - Что такое любовь
Стих о мостах и реке Стихи про мостик - Сайт для мам малышей
Стих о мостах и реке Реки, мосты и корабли Папмамбук
English for Alya и не только: Teachers - Funny Creatures XII Международный конкурс пианистов "Вдохновение" имени А.Г. Скавронского Город Краснодар: климат, экология, районы Закон Божий - Православная электронная Именины Валера, поздравление Валерию - Поздравок Красивое поздравление с днем рождения молодой девушке в стихах


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ